Каким должен быть идеальный РЛ?
РЛы согласившиеся ответить для этой статьи: Миглё, ШтефаниКлосс, Тёмный (слева направо).
Начнем с определения, какими бывают рейды, причем определят это как опытные игроки-рейдеры, так и недавние новички, с опытом в других играх. Ладно-то старички, может появиться объективный вопрос, но причем-то тут новички? Во всех играх разные рейды и уровень сложностей, поэтому для нас в целом важен общий опыт.
Айтра, личный скрин.
Поехали с Вовы, так зовут первого игрока, который пришел из другой игры и имеет средний опыт рейдерства, ник Айтра, сервер Приют.
Название первого рейда он вспомнить не смог, это было ооочень давно и был на тот момент он еще совсем молодым. Помнит лишь то, что в рейды тогда ходили десятками и двадцатпятками (из десяти и двадцати пяти человек), сложности соответственно были разными. Для общего понимания — в мифик ходили только самые топовые игроки, там и уровень шмоток больше, соответственно, труднее проходить:
«Скажу честно, никогда не был ПВЕшером, попал в первый рейд совершенно случайно, но после убийства первого босса эмоции были нереальные!».
Айтра любит ПВП, играл в ПВП шмоте, ПВП статах и ходил только на БГшки (сражения). Первое предложение сходить в рейд поступило неожиданно от знакомого — «пошли сходим, там же шмотка на тебя хорошая падает». Без долгих раздумий и даже не в фул фиоле (без ачивки за гирскор) Айтра идет в рейд, убивают босса, конечно же ему падает та самая шмотка и сразу же в войсе раздается смех (после получения ачивки), с возгласами — «Ты че, только оделся? Куда лезешь, даже не фул фиол?» — тут же слышится голос РЛа, тишина и он говорит — «вы смейтесь больше, типчик первый по ДПСу и даже не в фул фиоле», — а это повод для гордости разумеется, так Айтру стали брать на замену и приглашать чаще.
Во время одной из замен было несколько залетных ребят, в числе которых был Айтра и происходит следующая ситуация — заходит в данж первый заменяющий, следом заходит Айтра, принимает какие-то достижения и все уходит в КД. Представляете? Это равносильно тому, что в четверг кто-то прошел Цитадель Нихаза (ЦН) раньше всех, пошел с вами в рейд и запорол всех боссов, их больше нет до следующей недели, вы случайно приняли его достижения с убитыми боссами! Конечно Айтра расстроился, но настроение поднял покупкой крутого Чопера (маунт).
Но это все об опыте Айтры, который играл в другую игру) Теперь посмотрим на его мнение о нашей игре и наших рейдах (хотя уже и его игре).
По мнению Айтры, рейды здесь максимально простые, не актуальны по сложности и аргументирует он это все следующим образом:
«Актуальный рейд, который проходится за один день — очень слабый рейд. В другой игре актуальные рейды выпускаются с 4 уровнями — героик и норм закрыть легко, мифик тяжелее, а макс. — эпохалка, по сложности закрывают только сильные рейды, причем реально сильные. Мой рейд убивал в эпохалке половину боссов и это было нереально круто! Траили помню первого-третьего месяца полтора-два. Люди тратят миллионы рублей, чтобы получить рейтинг, цеплять топовые шмотки. Здесь я бы не ходил в рейды, если бы не обходимость одеваться для ПВП».
Кстати, если говорить о ПВП рейдах, то это ведь можно считать уникальной механикой Аллодов, когда группа из 12 человек, сражается за ресурсы и топовые места и то, по мнению того же Айтры — «реализация 1 раз в неделю на одной карте — это слабо». По его мнению — «было бы прикольно регать их как на 3х3-6х6, как рейтинги, чтобы было интересно регать и ходить» — как фанат ПВП заявил, представляете?
Но может это лишь одно мнение? Оказывается нет, 25 из 30 опрошенных мною людей с этим согласились и подчеркнули, что игре необходимо разнообразие, разница в картах хотя бы, новые интересные данжи, но обо всем подробно будет ниже.
Возвращаясь к ПВЕ рейдам делаем выводы по разговору с Айтрой: рейды в других играх могут быть актуальными на протяжении всего патча, в Аллодах же всего одни ПВЕ рейд, без уровней сложности, что оценивается другими игроками — слабо. Хотя раньше ситуация была другой, но об этом позже.
Подтверждается это мнением еще нескольких игроков: Саныч, Ыйц, Креско, Омелсия, которые тоже имеют очень большой опыт в ММО РПГ — «В другой игре рейды, все рейды как Затмение, все рейды такие большие, длинные, много боссов. Тут щас не интересно, 3 босса и все, последнего уже долго ждем» — Саныч. Остальные с ним солидарны.
Омелсия, личный скрин.
Предлагаю рассмотреть точку зрению еще одного рейдера, который входила в состав ТОП-3 рейдов на своем сервере. Сейчас она играет под ником Омелсия и знаете что говорит? — Там были прекрасные рейды.
Попробуем разобраться, чем же они были прекрасны. Со слов Омелсии:
«Во-первых. Тут один коротенький рейд, понимаешь, как сказал Саныч, в другой игре рейды, как Затмение, длинные, много боссов, много интересных механик. Тут щас не интересно, 3 босса и все».
Тут я с ней полностью согласен, было бы интересно видеть что-то новое, но кого интересует мое мнение, лучше напишите в комментариях, какими рейды хотите видеть вы.
Идем дальше по воспоминаниям Омелсии.
«Во-вторых, в том актуале, где я играла, исчезли сугубо апнутые классы, все были равны и были нужны, все классы, ты любишь играть на своем классе и идешь на нем — идеально».
Так, хорошо, учли второй пунктик о равенстве. Что дальше?
«В третьих, в одном из патчей ввели фишку, когда тебе с босса не падает в принципе ничего на разрол, если только в мифике. Босса убиваешь, у тебя в сумке появляется лут.
А вот это звучит интересно и уже после, когда мы будем говорить об особенностях разных рейдов и разроле (дележе), вы поймете почему.
Хотя…, напишу тут, — мне бы тоже хотелось, чтобы как и в других играх, с каким-то шансом что-то падало в сумку без разрола, с другой стороны, бить червяка Бориса второй месяц и не лутать шапку — это боль. Переходим к четвертому пункту Омелсии:
«В четвертых, в той игре было меньше ваншотающих механик — такие механики в Аллодых — это прикольно, но такие механики надоедают. Это действительно боль, особенно, если ты не знаешь какими будут фазы, если ты проходишь его впервые и тут дошли до какого-то момента, и потеряли барда или еще кого-то, то дальше смысла нет траить. Там, если в конце останется 5 ДД, то они могут закидать тапками босса, он не будет шотать их, как Авиор щелкает
семечкиДДшек. Там в рейдах весь урон полетает равномерно, можно хилить и получать удовольствие от игры»
Количество траев со слов Омелсии всегда было разным, если рейд состоял из 9 боссов, то первые 5 проходились легко, после того, как все и все выучили, как и с ЦНкой, хотя с её слов тут механик больше и все они с паков собраны в 1 босса, там все механики у босса уникальны и растянуты по фазам.
Тут конечно все не так однозначно, насчет шотающих механик, скажу по личному опыту и перемешаю все со словами Омелсии. Из личного опыта могу сказать, что урон хоть и влетает, но есть ведь и способы его не получать, чиститься, к примеру или уворачиваться от рывка Разорителя (который кстати шотает). Со слов Омелсии, в той игре любой урон наносится персонажам постепенно и выхиливается, но в любом случае, как и сама она говорит, летальные механики были, когда какой-нибудь шарик мог раздавить игрока, но тут все зависело от игроков, которые избегали попадания в область таких механик — как по мне, здесь все работает так же. . . Хотя вспоминая слова об Авиоре, который случайно слезает с танка на ДД и убивает его моментально — это реальная боль.
Ладно, перейдем ближе к делу и поговорим с новичками о том, какими были РЛы, у Омелсии их было несколько:
«Первый РЛ был ходячей истеричкой, каждый раз при косяках орал: — «Выньте пальцы из носа и начните дамажить!!!»».
С её слов эффективность этого рейда была сомнительной, каждый раз похождения заканчивались тем, что все между собой ругались и атмосфера была накалена до предела, несколько раз люди просто ливали и приходилось добирать.
Второй РЛ, приходил на лайте — «Друзья, давайте пройдем все быстро, все хорошо, у нас все получиться» — представь просто максимально спокойный голос, насколько это возможно. С этим РЛом мы первыми на сервере прошли босса, причем команды в голосовом чате раздавались максимально релаксирующим голосом: —«метеоры обходим, сапаем мобцов, все замечательно, мы все прошли, красивая радуга и замечательный пони»».
Из минусов с этим РЛом было то, что «он сролил моего феникса!» — сказала Омелсия (она любит маунтов). Рейд был эффективным, но из-за пофигистичного отношения могли долго собираться.
«Третий РЛ вывозил на собственном деспотизме, дрессировал всех рейдеров, как скажет, так и делали, в рейде говорил исключительно он. Он настолько всех натренировал, что каждый игрок как собака Павлова делал действия максимально быстро, он сам играл танком и успевал следить за всем, что было вокруг.
По мнению Омелсии, самый лучший, самый комфортный и эффективный рейд был именно с третьим РЛом.
Подробности об РЛе Айтры мы немного упустим, из-за сцен насилия отсутствия большого опыта, но по его мнению, — «Самым лучшим был тот, который обещал открутить голову и кикнуть из рейда» . Звучит немного мазахистично, но по его мнению это эффективно.
Омелсия от таких рейдов всегда уходила, поскольку не видит смысла слушать крики и вообще испытывать давление, — «игра должна оставлять приятные впечатление, а если на тебя кто-то орет, обзывает и делает акцент на том, что ты ни на что не способный хлам — то и впечатления остаются соответствующими». Отсюда и логика, что самый эффективный и комфортный тот рейд, в котором РЛ адекватный человек, хоть и дрессирующий но уважающий всех тимейтов — «По эффективности с ним было получше, поспокойнее, там ты шел на эффективность», — но РЛу приходилось долго тренировать рейдеров и вообще, как это было, если коротко об условиях вступления и участия в рейдах:
- Первым условием было полное и безоговорочное послушание РЛа, на это был пунктик в рейдерском соглашении, которое подписывал каждый игрок. Да, прям брал и подписывал
кровьюв текстовом виде согласие на соблюдение всех требований РЛа. После РЛ ходил в инсты и отрабатывал команды в условных пятых компасах, — хочешь в 25, то трай послушание в 5. - Во вторых, «было сильное сито», — реальная формулировка, условно, принимают игрока и говорят, — «придешь на замену, но там приходили все, никто не опаздывал, был огромный штраф за неприход вовремя, тебя могли в принципе больше не брать, никогда». Сразу чувствуется серьезность подхода!
- В рейдах безоговорочный авторитет да и вообще право голоса был у РЛа и хила, с которым они играли в связке и давали наибольший профит. Хил отвечал за РДДшников, танк отвечал за милишников.
- Если кто-то в отпуске, искали сильную замену, ходили условно каждый вторник и четверг, 100% рейд, 7 часов по МСК, все на месте, делай чо хочешь, но будь или ищи замену.
Тебя штрафовали, если ты не пришел или не слушался, тебя могли исключить и больше никогда не брать. Понимаете что это значило для игроков? Ты теряешь возможность пройти самый высокий контент, с самыми сильными людьми, вторую такую КО по мнению Омелсии найти было невозможно.
Если говорить о подготовке, то Омелсия выделяет среди обязательных условий: еду, банки, зелки, — «…всегда и все должно было быть, все в запасе и ты соответственно знаешь все тактики, методы, которые закрывают топ 1 в мире и должен знать что хилить, что чистить и уже идешь проходить».
С её слов «РЛ иногда изобретал тактики во время трая, использовал только своих ребят (тут судя по всему речь о классах и умении ими играть) и все проходили даже не в мете, он находил самые эффективные способы применения каждого класса. Если что-то не работало, то изобретали новую тактику отсеивая варианты».
Пример из Аллодов, представьте, что все на Авиоре ходят с лучником-танком, который чистит сам себя и лопает безболезненно огромные барьеры, теперь представьте танка вара или пала, в которого все летит напрямую — разницу наверное все поняли использования метового и неметового класса?
РЛы Аллодов Онлайн
Наконец переходим к опыту Аллодеров. Для этой статьи согласились ответить сразу несколько крутых РЛов: Миглё (Наследие Богов), ШтефаниКлосс (сейчас играет на Звездной Тропе), Тёмный (Наследие Богов), Демэнтор (Наследие Богов), сейчас покоряет данжи вместе с Тёмным.
Начнем с Миглё, первый рейд которого был в Затмение, в составе гильдии Shadow Guardians (Владыки Астрала), играл на тот момент под ником Рикрик, класс жрец-хилл, помимо обыденной роли конечно же он был РЛом.
С его слов в рейд собирались оперативно, в назначенное время. На тот момент рейд состоял из 24 человек, в отличии от нынешних 12.
«По началу было всегда сложно, траили по 3 часа, но опыт со временем приходит и люди начинают осознавать, что необходимо делать уже на подсознании. Сложно было на 3 боссе, реакторе и Мехосе. Арата и Смеяну не убивали, причину не помню. Давно было».
Первый рейд и первое РЛьство Миглё проходило вполне себе нормально, можно сказать сразу вошел в роль, неуверенности не было:
«Я понимал, что веду 23 человека помимо меня и от моих действий, команд и слов зависит успех рейда. Дисциплина и молчание была в моем рейде всегда, за исключением текущего рейда, т.к. довольно долго ходим и можем позволить себе поболтать и расслабиться. Когда необходима дисциплина, то берутся замки и вешаются на языки».
Первый опыт ШтефаниКлосс, в отличии от Миглё — был опытом наблюдателя:
«Я присутствовала в голосовом канале и слушала, что там происходило - это актуальный Мертвый Город. Тогда его проходили в 24 человека и с очень большим трудом. Для меня это было непередаваемым ощущением какой-то эпичности и важности, особенно, когда 23 человека сидели в голосе и молча слушали очень строгие команды РЛа. Ну а первый рейд, который я посетила сама - было Затмение. И для меня эта активность была и остается самой любимой, и такого уже больше никогда не сделают»
В затмении ШтефаниКлосс всегда исполняла роль хила. Да, тогда еще нужны были хилы и не только для танков, но и для ДД.
«В то время на этой роли чувствовала свою важность и необходимость как рейдерской единицы. Собирались, конечно, с трудом, ибо на тот момент состояла в небольшой гильдии после возвращения, и людей не хватало, а человек в рейд все также требовалось 24».
Боссы ей казались тогда невероятно сложными, но все 24 человека сидели по 4-5 часов пытались усиленно пройти этот замечательный данж. В первый опыт не хватало знаний, тактик и сноровки — «но на удивление какой-то усталости или агрессии в рейде не было, была теплая атмосфера и много шуток».
Тёмный первый раз рейдил в 6.0, до этого играл с перерывами и не докачивался до КАПа (макс. уровня). Был храмовником, играл в империи под ником Вандрак, это был период, когда ввели Феррис, Стойбище тунгаров и лаборатории, хотя многие еще ходили в рейд прошлого сезона, который по прежнему оставался актуальным — Затмение. Кстати, даже из Мертвого города и Пирамиды Тэпа все еще можно было получить драконий облик (ДО), чего нет сейчас.
Самым опытным рейдером из этого списка является Демэнтор, он начал покорение рейдов в Аллодах еще с момента актуальности Города Демонов, — да, да, да, только представьте, сколько с тех пор вышло патчей! Так вот, собирался он в первый рейд еще на далеком 42 лвл, тогда он был максимальный, — «Рейд, как сейчас помню, был Город Демонов. Играл я за класс Разведчик (почти всегда играл именно им), на тот момент классы менять было нельзя, поэтому отбор игроков проходил по замерам дамага на боссе Кузургар»., — представляете, тот самый Кузургар, который по прежнему обитает на Осколке Язеса, был когда-то манекеном для проверки ДПСа.
«Танк с хилом стояли держали босса, а ты должен был показать все, что умеешь. Было это в гильдии «Лига». Уж не знаю, как отбирали танков, но ДДшек отбирали в рейд у нас именно так». На тот Демэнтор по отбору был ТОП-3 по урону (напоминаю, из 24 человек), в дальнейшем, с опытом, получалось выйти и на ТОП-1, — «хотя я гнался не столько за топовостью по урону, сколько старался выдавать больше для того, что бы можно было легче проходить».
Со слов Демэнтора, первый опыт РЛьства был очень сложным и пришел он к этому по необходимости — «Начал я РЛить группой на ЧД, когда прошлый РЛ-игрок ушел из игры. Было сложно и по началу казалось невозможным, но я постепенно освоился и на базе нашей группы нам захотели собрать рейд». Так что, если вы только планируете собирать рейд, то имейте ввиду, что инициатива исключительно в ваших руках, ну или можете присоединиться к кому-то, но для этого нужно соответствовать определенным требованиям и у каждого РЛа они свои.
Ладно, что-то все о старом и о старом, давайте об актуале и начнем с мнения Миглё об актуальном рейде — «Вполне сбалансирован, но уже надоел; награда не оправдывает ожидания, мало дропа; всего 3 босса, хотя в былое время их было намного больше».
Есть конечно и фишки, благодаря которым игроки получают каждый по 1 вещи, но об этом позже.
ШтефаниКлосс считает, что сейчас «контент рейда очень скудный в сравнении с тем, что было раньше. Мало боссов, упрощенные тактики. Да и сам рейд маленький и опущена та эпичности, которую внушали Город Демонов, Мертвый Город или Затмение, её уже нет».
Тёмный считает, что тактика в Цитадели Нихаза (ЦН) одна — «нужен дамаг и аккуратность, да и всё в целом». По его мнению, для средних гильдий рейд сложный, —«потому что урона у игроков не так много, донат не такой большой, а любой косяк в неаккуратности может привести к ваншоту».
В качестве примера приводит паки перед Авиором - «не почистил дот, встал на месте и словил шарик - без защиты скорее всего умрёшь». Кстати, если говорить о метовости классов, с его слов — «чистить могут не все, поэтому самый удобный класс для ДД — это жрец». Оно и логично, щиты, урон, чистка, сейвы, в принципе, всё, что нужно ДД сейчас — есть в жреце. Темный так же отмечает и бардов, которые «тоже хороши, поскольку имеют массовую чистку, соло (единичную) чистку и самый большой АОЕ (массовый) урон, но чистить себя там не так удобно». Хотя закинуть на себя чистку не так уж и сложно, могу сказать по личному опыту, поскольку хожу туда исключительно в саппорте.
Самое неприятное в ЦНе по мнению Тёмного — это чистки, чаще всего и тайминги умений (как пример приводил дот и шарик), — «а в остальном всё не так сложно». На боссах по его мнению «не такая сложная тактика, но из-за таймингов иногда люди ловят ваншоты. Опять же, одна из самых важных составляющих - это то, как у человека игра работает. Некоторые играют на железе, которое не позволяет оперативно реагировать (лаги, провисы и тд), что приводит к ваншоту. Некоторые не видят шариков, поскольку снижают прорисовку, чтобы уменьшить количество лагов в игре. Это, наверное, одна из главных проблем в рейдах. Было бы меньше лагов - думаю, многим было бы легче проходить». Для избежания подвисаний Тёмный рекомендует перезапустить игру через рабочий стол — «это чаще всего, помогает поднять ФПС».
По мнению Демэнтора, — «Актуальный рейд достаточно интересен, как по мне, однако требует добавления финального босса, за несколько лет конечно уже хотелось бы. Немного напоминает старый Город Демонов, только боссов сильно меньше. Хотелось бы в будущем увидеть рейд, где боссов было бы больше».
Что касается методов РЛьства, то у всех РЛов они разные, но в чем-то сходятся.
Личный метод Миглё характеризует как "Кнут и Пряник", — «РЛ ты или нет, не стоит забывать, что мы играем в игру, все же это твои товарищи хотя бы на время рейда и нужно иметь взаимоуважение друг к другу». Людей для рейдов набирал в основном из гильдии, если в ней не хватало людей, брал знакомых или ребят из другой гильдии.
ШтефаниКлосс строгий РЛ, особенно в плане пунктуальности — «сейчас достаточно сложно собрать людей в одно время, даже в назначенное, и на этой почве нередко возникают мини-конфликты». Старается пинать всех, чтобы были вовремя.
Тёмный, как РЛ спокойный, но если косячат и ловят ваншоты, может повысить голос, настраивая на более серьёзный проход, но в основном играют на позитиве — «кто со мной ходит или ходил, думаю, знает». Людей для рейдов набирает в основном из гильдии, но есть пара ребят из вне. С ним преимущественно ходят люди, которые играют в составе групп чемпионского доминиона, но временные рамки не всем позволяют, соответственно есть исключения — «единственное, поначалу иногда бывает сложно, если меняется немного сложность или состав, но потом всё выравнивается на круги своя».
Демэнтор характеризует себя как ответственный, в меру строгий и в меру добрый — исходя из этого делаем вывод, что главное — мера. «РЛил строго, но справедливо. Были случаи, когда за свои ошибки сам себя штрафовал на ДКП, правила были для всех», — но при этом всегда старался поддерживать дружественную атмосферу, часть разбавлял серьезные ситуации шутками, что бы разрядить обстановку.
Главным требованием Дэмэнтора были прежде всего: «адекватность, готовность развиваться, прислушиваться к советам, в дальнейшем не отмалчиваться, если есть свое мнение и готовность предлогать свои идеи и мнение, если таковые были у человека. На донат конечно тоже смотрели, но иногда люди с донатом менее топовым показывали себя гораздо лучше в плане организованности и понимания своего класса, чему потом учили и нас :)».
У Тёмного особых требований к рейдерам нет, — «просто набирали изначально более-менее одетых и задоначенных играющих людей. Изначальный состав рейда набирал не я, а впоследствии просто корректировали и добавляли людей вместо ушедших. Критериев наподобие договора подписанного кровью о беспрекословном подчинении нету :)», — но это не точно.
ШтефаниКлосс набирает людей по определенным критериям: одетость; умение и знание своего класса на определенной роли; узнаваемость — предпочитает брать людей, о которых хоть что-то знает, чем тех, чей ник мне ничем неизвестен; знание тактик.
Требования Миглё в рейд простые: адекватность; уважение к другим членам рейда; исполнение команд с максимальной точностью; одетость на топовом уровне (включая донатные плюшки и времянки, исключением по классам являются танки и сапорты); руны не ниже 11 в круг (увы, ниже уже тяжело жить, хоть и можно, зависит от человека);
Со слов Миглё у каждого рейдера свои критерии: «ДДшки должны быть полностью заряжены в атаку, т.е. эссенция, орнаменты и все, что связано с атакующими характеристиками должно быть обязательно. Танкам и саппортам - одетость на топовом уровне и полное исполнение своей роли, тобишь агро и сейв групп».
Необходимость к обвусу для ФРИ Миглё объясняет слудющим образом:
По моему мнению, достаточно и 10 рун в круг, средний обвес и топовая одетость, от одетости поболее зависит, чем от плюх. В ЦН по большей части все зависит от того, как слажено действует рейд. Если люди хорошо знают тактику и есть понимание, когда нужно бегать, прыгать, засейвить себя или своего со рейдера, почистить и т.д., то проблем не возникнет. Но это приходит со временем и не у всех хватает нервов и выдержки, увы. В основном люди хотят придти, нажать одну кнопку и чтобы все упало, так не бывает.
Подготовка к рейдам проходит следующим образом, Миглё смотрит на ДПС людей по манекенам, если что-то не так, то объясняет как играть классом, что и когда жать.
У рейда Штефани определенных тренировок отдельно от рейда не было, все тренировались и траили уже всегда непосредственно в ЦНе. Конечно, на это уходило много времени, но после первого прохождения ощущения были нереальными.
«Я понимала, что рейд был собран не самый сильный. И это доставляло какое-то чувство гордости, что все равно МЫ СМОГЛИ».
Ну, конечно же, не самым опытным всегда помогали с советами, билдами, статами. Перед каждым паком или боссом стояли и объясняли, какие мобы что делают, каковы задачи определенных людей, — «на это тратилось действительно много времени и прошло действительно много времени, когда люди научились по очереди скидывать аэдский огонь (магическое зелье дающее стан противникам в области применения) в один пак, чтобы его убить». Кстати, что касается станов, так же в ЦН рекомендую за неимением аэдок использовать молнии в бутылке, которые варит алхимик. Молния в отличии от аэдки станит только одного противника, но замедляет остальных сбивая каст.
В рейде Тёмного трениг как и у ШтефаниКлосс в основном происходит на практике, поэтому по факту тренировок нет, — «В рейде по факту проходим и смотрим. Если что не так, пробуем разобрать, да и всё». Возможны варианты с тренировками по классам, которые может проводить Демэнтор. Он тренирует людей по такому-же принципу, как и его тренировали когда-то (вспоминаем Кузургара), но сейчас это все происходит на манекене — отрабатывают ротации и бурсты именно там.
Если говорить о карательных санкциях, то Миглё по шапке дает лишь за разгильдяйство и расхлебаность, — «если знаю и вижу, что человек может лучше, но ленится. Помимо этого всячески стараюсь помогать своим сорейдерам».
Штефани в своём рейде стараемся поддерживать доброжелательную атмосферу, но любит дисциплинированность, поэтому во время процесса ей важна тишина, только её голос раздает команды.
Не знаю, кому-то нравилось это - ибо меньше времени уходило на прохождение, никто не отвлекался.
Со слов Тёмного — «Постоянно играть и одеваться мало кто может или хочет. Не у всех есть время или возможность. Поэтому исходим из того, что есть. Иногда летаем в компаса, но опять же, нечасто по вышеозвученным причинам», соответственно и каких-то карательный санкций не применяется.
Система разрола (дележа) у всех абсолютно разная.
Раньше шмот в рейде Миглё ролился по системе ДКП, — «допустим убили босса, все получили по 10 очков и эти очки можно было тратить на ставки (в чате). Кто больше поставил и его не перебили - забирал шмотку, так сказать система аукциона, только в рейде».
Сейчас в текущем рейде Миглё люди роллят по "нужно". Объясняет это тем, что решили не тратить нервы на "аукционную" систему ролла и записи под "карандаш".
У Штефани ситуация абсолютно другая, раньше рейд состоял из не целых собранных пачек (групп), а только из отдельных рандомных личностей (игроков), приходилось использовать систему ДКП. Времени занимало это много, ну и многие стали просто копить свой дкп и отдавать его ДД, вкладывались в одного человека, «но никаких претензий по поводу раздачи шмота не слыша, и ко мне с этим не обращались».
Сейчас ДКП стараются не использовать, — «муторно». Происходит все на любой договорной основе или на разроле по типу жмут все "нужно", кто поролил - больше не имеет права ролить — это если со случайными рейдерами, а если собранные группы, то раздача происходит в зависимости от того, что выпало —решают в какую пачку уходит шмотка, а пачка решает кому эту шмотку отдавать.
У Тёмного все вещи раздаются по системе ДКП, артефакты по списку, который обновляется после каждого прохождения, если артефакт ненужный, то его кидают на разрол всем. ДОшки (драконий облик) в начале появления нового вида по такой же схеме (все по очереди), а впоследствии просто на разрол.
Ну и конечно советы рейдерам и РЛам от интервьюирумых.
Миглё для всех рейдеров и РЛов дает следующий совет:
«Добавлю от себя, от сердца так сказать. Если хотите хороший рейд, слаженный, сильный и дружный, то уважайте в первую очередь себя и своих друзей по рейду, учитесь на своих ошибках и в первую очередь следите за собой, а не за другими, на это есть РЛ. Позитив, работа над собой и девиз: "Ничего страшного, убьем, все ошибаются" в помощь. На этом все :)».
ШтефаниКлосс решила пожелать рейдерам только терпения, ну и конечно дружелюбной атмосферы и успехов.
Совет от Тёмного звучит следующим образом: «Единственное, что можно сказать - в любой непонятной ситуации перекастовывать аспект и релогаться. Просто иногда влетать начинает так, как обычно не влетает (я про танка, поскольку сам танчу и иногда ощущаю, что урона слишком много, больше, чем обычно), поэтому лучше перекастовать аспект. Лагает - релог».
Совет Демэнтора скорее практический — «Не стоит одевать только ДД, потому что хилы не смогут справиться с тем потоком урона, который сейчас идет. Надо равномерно распределять или хотя бы 1к2 в пользу ДД».
Как сейчас одеваются люди? Лайфхак или упущение разработчиков, но происходит все со слов Демэнтора следующим образом: «1 пати основ, 1 пати воплощений. Воплощения одеть в 90 процентные шмотки не так сложно, и этого вполне хватит. Таким образом будет падать больше необходимого шмота и все быстрее смогут одеть основы. Слышал, что есть несколько рейдов, где убивают только двумя основами, остальные десять - воплы. Да-да, каждый босс убивается по 6 раз :)».
На этом все. Подводя итоги пройдемся по всем аспектам, которые важны игрокам в рейдерстве и РЛах, ну и конечно РЛам от игроков.
Начнем с рядовых рейдеров.
- Рейдовые похождения и рейдеров можно разделить на несколько видов: одним важна гонка в убийстве боссов, быстрое одевание, что придает азарта и стимулирует желание посещать рейды; другим важен процесс и атмосфера, они испытывают радость от факта прохождения.
- Игрокам важно, чтобы их РЛы были уравновешенными людьми, спокойными, но при этом четко знали что делать и удерживали инициативу в своих руках. Некоторые готовы мириться с угрозами расправы, но при условии, что рейд будет результативным.
Из требований выделяемых РЛами к рейдерам важны:
- Четкое выполнение команд и послушание. Для этого можно обговорить условия на берегу и прописать их
кровьюв текстовом виде. - Одетость персонажей на ТОПовом уровне (а некоторым важно, чтобы игроки уже были с какими-то заслугами, именитыми). Выбирать только вам.
- Знание класса и тактик. Каждый игрок обязательно должен знать все о своем классе, это и моё личное мнение. Можно тренировать игроков или набирать уже опытных, но тесты проводить как минимум нужно.
- Пунктуация и собранность. Пунктуальным и собранным должен быть РЛ, пунктуальными и собранными должны быть рейдеры.
- Подготовленные алхимические зелья, еда, зелья характеристик и прочее, для ФРИ серверов очень важен донат-обвес, идеально, если это обвес выше среднего. Вот такие вот дел
Из рекомендаций для начинающих РЛов можно выделить следующие:
- Помните, что те люди с которыми вы ходите — обычные люди, которые хотят хорошо провести время в игре и очень важно человечное отношение, вы можете быть требовательными к условиям, но обязательно должны быть человечны.
- Собирая рейд, обязательно заботьтесь о том, чтобы все были заранее готовы к покорению данжа, знали тактику, имели зелья, еду и все сопутствующие предметы.
- Если вы видите, что кто-то очень хочет ходить, но слабовато выдает по урону, хилу или живучести, то попробуйте изначально разобраться в чем причина, попробуйте проконсультировать по классу.
- Если вы только начали покорять героические приключения, то будьте терпеливы, потому что опыт приходит со временем. Мой рейд начал проходить ЦН полностью только после 3 недель попыток убить Авиора.